Консультация для родителей
Духовно- нравственное воспитание детей.
Алексей Николаевич Острогорский:
Воспитывать - не значит говорить детям
хорошие слова, наставлять и назидать их,
а прежде всего самому жить по - человечески.
Духовно-нравственное развитие и воспитание подрастающего поколения является первостепенной задачей современной образовательной системы и рассматривается на основе «концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании» на основе ежегодных посланий Президента России Федеральном собранию Российской Федерации. 17 октября 2013 года Совет Министерства образования и науки Российской Федерации утвердил федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, одной из основных задач которого является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Что же такое духовно- нравственное воспитание? Это жизнь в любви, справедливости, добре, по заповедям божьим. Православное воспитание не противоречит задачам светского воспитания, установленным государственным стандартом, а обогащает и дополняет педагогический процесс уникальными традициями российской педагогики и вносит в жизнь детского сада особую одухотворенность.
Мы исходим из того, что дети должны радоваться. У православного человека есть особые поводы для радости, и мы, педагоги, раскрываем их перед детьми. Мы знаем, что есть Бог, который любит нас. Мир, сотворенный Богом, прекрасен. И этот мир можно и нужно украшать добрыми делами и взрослым, и детям. Необходимо донести эти истины до понимания ребенка в самом начале его жизненного пути. Нельзя допустить, чтобы он плутал в этом мире, впадая в грех и уныние.
Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально- исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.
Духовно- нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни ребенка во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно- исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.
Духовно- нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Семейные ценности, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют большое значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.
Следующая ступень развития дошкольника- гражданина России- это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно- исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как « малая Родина», « Отечество», « родная земля», « родной язык», « моя семья», « мой дом».
Более высокой ступенью духовно- нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации. Важным этапом развития гражданского самосознания является укорененность в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации.
Говоря о нравственном примере педагога, следует вспомнить А. Дистервега, который считал, что « повсюду ценность воспитания равняется ценности педагога». Нравственность педагога, моральные качества, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни. Его отношение к своему педагогическому труду, к детям, коллегам- все это имеет первостепенное значение для духовно- нравственного развития и воспитания дошкольников. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для детей пример нравственного и гражданского личностного поведения.